Администрация Орловской области
7 марта 2021 03:12 MSK
 
 
Мемориалы и памятники жертвам политических репрессий на Орловщине

Памятник авиаконструктору Поликарпову Н. Н.

Историческая справка.

Памятник авиаконструктору Поликарпову Н. Н.

Николай Николаевич Поликарпов (1892–1944) родился в селе Калинино (Георгиевское) Ливенского уезда Орловской губернии в семье сельского священника. Окончил Петербургский политехнический институт. Дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда Поликарпов Н.Н. является одним из основоположников советской школы самолётостроения.

Поликарпов Н.Н. является создателем знаменитого самолета – У-2, в последствии названного в честь конструктора – ПО-2. Этот самолет стал героем Великой Отечественной войны. За создание скоростного истребителя И-185 Поликарпов Н.Н. один из первых был удостоен звания лауреата Государственной премии. В числе первых в 1940 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

24 октября 1929 года Поликарпов Н.Н. у себя дома был арестован органами ОГПУ. Ему предъявили обвинение в «участии в контрреволюционной вредительской организации», саботаже и срыве опытных работ, за проявление которых выдавались факты ошибок и недоработок в конструкторской деятельности. Виновным себя Поликарпов Н.Н. не признал, после недолгого следствия его перевели в Бутырскую тюрьму, где собрали всех заключенных авиаспециалистов, и «как социально чуждого элемента» без суда приговорили к смертной казни, однако приговор не был приведен в исполнение.

30 ноября 1929 года с заключенными встретился заместитель начальника Управления ВВС рабоче-крестьянской Красной Армии (далее – ВВС РККА) Алкснис Я.И. Сославшись на сложность международной обстановки, он призвал их «отдать разум и силы на создание в кратчайший срок истребителя, который превосходил бы машины вероятных врагов». В декабре в Бутырской тюрьме было организовано «Особое конструкторское бюро» (далее – ОКБ) под неофициальным техническим руководством Григоровича Д.П., его заместителем стал Поликарпов Н.Н., административные посты заняли сотрудники экономического управления ОГПУ. В январе 1930 года ОКБ перевели на территорию Московского авиазавода № 39 имени В. Р. Менжинского, где заключенные стали жить и работать в специальном ангаре, получившем название «внутренняя тюрьма», а ОКБ было переименовано в «Центральное конструкторское бюро» – ЦКБ-39, которое в марте 1930 г. усилили вольнонаемными специалистами.

В результате напряженной работы ЦКБ-39 создало легкий маневренный истребитель-биплан ВТ-11, впоследствии переименованный в И-5. Истребитель впервые поднялся в небо 29 апреля 1930 года, был принят на вооружение и выпускался крупными сериями, прослужив в ВВС РККА около 9 лет. И-5 хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации, дальнейшим его развитием стали истребители Поликарпова Н.Н. бипланной схемы И-15 и И-153. Вклад Поликарпова Н.Н. в создание машины был значительным, поскольку конструктивно И-5 базировался на наработках незаконченного проекта И-6.

6 июня 1931года на Центральном аэродроме прошел закрытый смотр авиационной техники, на котором присутствовали Сталин И.В., Ворошилов К.Е., Орджоникидзе Г.К., на котором Поликарпов Н.Н. представил истребитель И-5. Показ прошел успешно. 28 июня коллегия ОГПУ постановила приговор в отношении Поликарпова Н.Н. считать условным, а 7 июля 1931 года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии и освобождении части арестованных специалистов, в том числе и Поликарпова Н.Н. Только в 1956 году – через 12 лет после смерти конструктора – Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Особого совещания при Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова Н. Н.

Самолеты разработки Николая Николаевича Поликарпова составили основу истребительного парка ВВС 1934–1940 годов, а сам конструктор заслужил репутацию «короля истребителей».

Памятник Поликарпову Н. Н. находится в одноимённом сквере около кинотеатра «Родина» недалеко от Технологического института, так же носящего его имя, Орловского государственного университета. Бронзовая скульптура авиаконструктора установлена на пьедестале из розового и чёрного гранита, на котором высечены слова: «Николай Николаевич Поликарпов. 1892–1944. Авиаконструктор, Герой Социалистического Труда». Поликарпов сидит на табурете и держит в руке модель самолёта, под табуреткой лежат чертежи самолета.

Памятник был заложен 6 августа 1950 года, открытие состоялось 30 апреля 1958 года.